Выставка "Керамика и фарфор Китая"

Беларусь, Минск
Выставка "Керамика и фарфор Китая"

 

C 26 сентября по 24 ноября 2011 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь будет работать выставка "Керамика и фарфор Китая" из собрания музея.
 
Коллекция китайской керамики и фарфора в Национальном художественном музее сравнительно невелика - она насчитывает около 120 произведений. Самая ранняя по времени группа памятников - фарфор и керамика династии Мин (1368-1644), которая включает произведения, изготовленные в печах Лунцюаня провинции Чжэцзян и Цзиндэчжэня провинции Цзянси, декорированные в технике подглазурной росписи кобальтом. 
 
Коллекция фарфора и керамики Китая в собрании НХМ РБ позволяет проследить эволюцию форм и росписей к усложненности и большей декоративности и дает представление о некоторых аспектах развития керамического искусства этой страны.
 
 

Китай известен во всем мире как "страна фарфора". Керамика и фарфор – это величайшие достижения китайской цивилизации. Изделия из фарфора необычайно ценились не только в самом Китае, но и далеко за пределами страны. В средневековой Европе случайно попавшие туда фарфоровые безделушки  почитались в качестве драгоценных реликвий. История гончарного искусства насчитывает более трёх тысяч лет. Начало производства собственно фарфора в Китае относится примерно к VI–VII векам, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка.

Коллекция китайской керамики и фарфора в Национальном художественном музее сравнительно невелика – она насчитывает около 120 произведений. Первые экспонаты поступили в музей в 1957 г. из Пекина, а в 1960 г. фонды пополнились произведениями керамики и фарфора, переданными Государственным музеем искусства народов Востока в Москве, значительная часть которых ранее принадлежала известному собирателю  и знатоку китайского искусства Д.М. Мельникову. Впоследствии единичные произведения приобретались у частных коллекционеров Москвы и Минска.

Самая ранняя по времени группа памятников в собрании музея – фарфор и керамика династии Мин (1368–1644), которая включает произведения, изготовленные в печах Лунцюаня провинции Чжэцзян и Цзиндэчжэня провинции Цзянси, декорированные в технике подглазурной росписи кобальтом. Все лучшее в технике селадонов (селадон /лунцуань-яо/ – изделия с зеленовато-серой глазурью, образованной добавлением закиси железа. Происхождение термина связано, по одной версии, с арабским словом саладун (твердый), по другой – с именем Селадона, героя модного в ХVП в. французского романа "Астрея" Оноре д’Юрфе, носившего одежду с лентами зеленовато-серого цвета) было сделано мастерами династии Сун (960–1279), но во второй половине XIV – XV веке керамисты Лунцюаня еще создавали произведения, не уступающие по качеству сунским образцам. Селадоны нашей коллекции немногочисленны – это сосуд для мытья кистей, флакон и ваза. Датировать их довольно трудно, но, опираясь на ряд технических признаков (цвет черепка, глазурь), возможно с достаточной долей точности отнести музейные селадоны к концу XV – началу XVII века.

Сосуд для мытья кистей, на наш взгляд, наиболее раннее по времени произведение в собрании музея. Повторяя традиционную форму, широко распространенную в сунской керамике, мастер покрывает изделие серо-зеленой глазурью с темными потеками, а неглазурованный красно-коричневый черепок на донце сосуда позволяет отнести его к концу XV – началу XVI века. XVI веком можно датировать флакон, покрытый глазурью изумительного серо-голубого цвета с сюжетной сценой, выполненной в низком рельефе.

В селадонах сунского времени и начала правления династии Мин обычно встречаются гравированные или вырезанные в мягком тесте растительные мотивы, геометрический орнамент, реже – изображения птиц и рыб. Использование мастером в декоре флакона антропоморфных образов свидетельствует о более позднем происхождении памятника. Подтверждением атрибуции является также наличие толстого чуть сероватого черепка, тогда как для более ранних изделий характерен красно-коричневый черепок неглазурованной части дна. Ваза с вырезанным в тесте орнаментом из изгибающихся стеблей, листьев и крупных цветов лотоса под зеленой кракелированной глазурью выполнена в период упадка производства селадонов – в конце правления династии Мин. Сероватый черепок, резкий по тону колорит и небрежность в выполнении орнамента позволяют отнести вазу к началу XVII века, когда изделия лунцианских печей характеризуются низким качеством и производство их постепенно прекращается.

Ко времени правления династии Мин относится императорская печать с подглазурной росписью кобальтом, вышедшая из печей Цзиндэчжэня. Китайские мастера еще в период правления Юань (1280–1367) начали использовать кобальт как живописный пигмент по белому фарфоровому полю, добиваясь удивительно эстетического эффекта на контрасте белого и голубого цветов. В эпоху Мин подглазурная роспись кобальтом получает широкое распространение. Техника эта сложна в исполнении и требует большого мастерства. Роспись наносят на неглазурованный черепок, после чего изделие покрывают глазурью и обжигают при температуре 1350–1400о. Печать из нашего собрания покрыта сплошной торопливой расплывающейся росписью, светлым, чуть сероватым кобальтом, что позволяет датировать ее концом периода правления Ваньли (1573–1620), когда в связи со сложной политической и экономической обстановкой в стране заметно снижается количественный и качественный уровень изделий Цзиндэчжэня.

Следующая группа памятников – фарфор и керамика XVII – начала XX века – наиболее многочисленна и представлена всеми периодами правления династии Цин (1644–1911). Новыми приемами росписи и разнообразием форм отличаются произведения конца XVII – XVIII века, относящиеся к правлению Канси (1662–1722), Юнчжэн (1723–1735), Цяньлун (1736–1796). Первая половина XVII века в Китае ознаменована серьезными политическими преобразованиями. В 1644 году на императорском троне воцарилась иноземная манжурская династия Цин. Страна была охвачена войной и многочисленными антиманжурскими выступлениями. Экономическая мощь Минского Китая была сильно подорвана, что никак не способствовало развитию и процветанию керамического производства. Практически все печи в Цзиндэчжэне были разрушены и только в период правления второго императора династии Цин – Канси – началось интенсивное возрождение этого крупнейшего центра. Быстро восстанавливались печи для обжига фарфора, и к 1680 году по количеству выпускаемых изделий был достигнут уровень производства Минской династии. В правление Канси керамисты активно занимались совершенствованием форм и техник фарфоровых изделий. Необычайно популярными в это время становятся блестящие монохромные глазури с тончайшими градациями оттенков, требующие высокого обжига. Среди них особенным распространением пользуются глазури – “жертвенно красная”, “цвет яблока”, “цвет чайного листа”, “цвет кожи желтой рыбы”. Небольшая ваза в виде двойной тыквы, покрытая изысканной темно-оливковой глазурью, – блестящий пример монохромных изделий Цзиндэчжэня периода Канси.

Во второй половине XVII – начале XVIII века продолжают развиваться и традиционные техники росписи – подглазурная синяя, надглазурная полихромная и сложная техника декорирования изделий, сочетающая подглазурную роспись кобальтом и надглазурную эмалевыми красками. В этой технике выполнена роспись высокой цилиндрической вазы с горловиной-раструбом и небольшим утолщением в центре тулова. Поверхность вазы разделена на три горизонтальных живописных пояса – вверху изображение танцующих и музицирующих женщин в саду, ниже – цветущие пионы и ветви с плодами персика. По форме, композиционному построению и характеру росписи ваза нашей коллекции близка вазе из собрания Государственного Эрмитажа периода правления Канси. В декоре фарфоровых изделий конца XVII – начала XVIII века преобладающей становится роспись в гамме “зеленого семейства”, которая наносилась поверх глазури, и основным цветом в ней был интенсивный зеленый. Мастера также использовали красную, желтую, лиловую, синюю и черную краски. На цилиндрическом тулове вазы в симметрично расположенных больших фигурных клеймах изображены птицы на цветущем дереве дикой сливы и куст пиона, символизирующие приход весны. Обращаясь к популярному сюжету в жанре “Цветы и птицы”, художник строит композицию росписи по принципу живописного свитка. Насыщенный зеленый фон с цветами и спиралевидными завитками еще более усиливает это впечатление.

Тенденция возрождения традиций фарфорового искусства, характерная для времени Канси, сохраняется и в следующий период правления – Юнчжэн. Это время увлечения эстетическими идеалами эпохи Сун. Фарфоровые изделия отличаются необыкновенной тонкостью и хрупкостью черепка, изысканностью декора. Определяющим направлением становится монохромный фарфор, возрождается сложная техника гравировки под глазурью. Фарфор с подглазурной росписью кобальтом сохраняет лучшие традиции предыдущего правления и еще достаточно популярен. Роспись парных чаш с изображением "восьми драгоценностей" (ба бао – элементы благопожелательной символики: пара книг, монеты или слитки серебра, лист артемизии (полыни), ромб, музыкальный камень, пара рогов носорога, жезл Жуи) выполнена мастером в графичной манере. Впоследствии изделия с подглазурной синей росписью постепенно выходят из моды, уступая первенство полихромному фарфору.

В 20–30-е годы XVIII века появляется новая гамма полихромной росписи – "розовое семейство", способствовавшая дальнейшему расцвету жанра "Цветы и птицы". Для изделий этой группы характерно введение в палитру специфической розовой краски, изготовленной на основе коллоидного золота. Роспись с изображением цветущего дерева мэйхуа (дикая слива, цветущая слива – символ наступления весны, одно из "четырех благородных растений", наряду с бамбуком, орхидеей и хризантемой), пионов и птиц, в которой доминирует матовая розовая краска и золото, украшает блюдо, выполненное в мастерских Гуанчжоу.

Фарфоровые изделия времени правления Цяньлун разнообразны по формам и характеру декора. Это – чаша чжань (пиала на невысокой кольцевой ножке), вазы мэйпин (с грушевидным туловом и узким горлом. Предназначалась для одной ветки цветущей мэйхуа

во время праздника Нового года), сосуды гуань (с шарообразным туловом и широким горлом, с крышкой. Предназначались для хранения чая, сладостей, новогодних подношений и шашек "го"), флаконы, блюда, декорированные подглазурной росписью кобальтом, надглазурной эмалевыми красками, рельефом и подглазурной гравировкой. Сюжетом для подглазурной кобальтовой росписи декоративной вазы послужило древнее предание о карпах, которые плавая вверх по течению реки Хуанхэ, пытаются перепрыгнуть через пороги, именуемые Лунмэнь ("Врата дракона"). Согласно легенде, карп, которому это удается, "воспаряет" в небо и превращается в дракона. Роспись вазы художник выполняет в традиционной графической манере, уделяя внимание гибкой и выразительной линии. В росписи сосуда гуань – тенденция к использованию живописного пятна: при свободном движении кисти краска выходит за пределы контура, отмеченного более темным кобальтом. По техническим признакам – белому черепку, плотной чуть голубоватой глазури, неровному по цвету кобальту – сосуд можно датировать серединой XVIII века и отнести к изделиям частных мастерских Цзиндэчжэня. Прекрасный образец периода правления Цяньлун –флакон для ароматических веществ, украшенный полихромной надглазурной росписью эмалевыми красками с изображением с одной стороны – путника на фоне горного пейзажа, с другой – ученого со слугой, любующегося цветущими на горе орхидеями. Композиция росписи флакона решена по принципу пейзажных свитков и по эмоциональному настроению близка пейзажной живописи, с выраженным в ней преклонением перед красотой и величием окружающего мира. Выполненная уверенной рукой блестящего мастера, роспись поражает совершенством рисунка, полным подчинением его форме предмета, изысканным цветовым решением.

На декоративных предметах нашей коллекции изображения в жанре "Цветы и птицы", сюжетные сцены и пейзажи соединены с иероглифическими надписями, занимающими подчас значительную часть поверхности изделий. Чаще всего эти тексты представляют собой стихотворные строфы, по содержанию непосредственно связанные с назначением предмета или сюжетом росписи. Так, роспись флакона для ароматических веществ периода Цяньлун с изображением цветущих хризантем, символизирующих осень, дополнена поэтическими строками, посвященными этому времени года:

После обильного осеннего дождя

Мох стал ярко-зеленым.

Спрашиваю свои чувства –

Отправиться ли мне сегодня на Восток?

Не знаю.

Холодной ночью, под ветром,

Раскроюсь ветвью на дереве.

 

Традиция восходит еще к эпохе Мин, сохраняясь в декоре китайского фарфора на протяжении XIX века и до настоящего времени. Пример тому – поднос для китайской чайной церемонии, относящийся к началу периода правления Цзяцин (1797–1820), в украшении которого использован большой стихотворный текст, обрамленный орнаментом из переплетенных стеблей лотоса с цветами и листьями.

Время правления Цяньлун отмечено высоким технологическим качеством фарфоровых изделий, но все больше в них намечаются черты, свидетельствующие о наступлении застоя в развитии фарфорового искусства. Это выражается в усложнении форм изделий, перенасыщении декоративными мотивами и в имитации под другие материалы. Так, декор чаши чжань из мастерских Гуанчжоу имитирует красный резной лак, а внутренняя поверхность, покрытая золотом, создает ощущение не фарфорового черепка, а металлической основы.

В эпоху Цин популярностью пользовались фарфоровые фигуры "восьми бессмертных" (басянь – в даосской мифологии святые, канонизированные в ХІ–ХП вв.: Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжунли Цюань, Чжан Голао, Цао Гоцзю, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ, Хэ Сяньгу – достигшие бессмертия и помогающие людям. Изображаются каждый со своим атрибутом ("даосские драгоценности"): мухогонкой, тыквой-горлянкой, веером, бамбуковой трещоткой, кастаньетами, корзиной с цветами, флейтой и лотосом), предназначенные для украшения домашних алтарей. Они производились во многих керамических центрах Китая. Мастера украшали эти фигуры грубой надглазурной росписью с использованием интенсивного зеленого, синего, лилового, желтого и красного цветов. Атрибутировать эти фигуры достаточно сложно, изделия, как правило, не маркированы. Опираясь на аналогичные памятники, хранящиеся в музейных и частных собраниях, предметы нашей коллекции можно отнести к концу XVIII – началу XIX века.

XIX век – время упадка фарфорового производства в Китае. Мастера все чаще слепо повторяют изделия эпохи Мин, периодов правления Канси и Юнчжэн. Художники не вносят ничего нового и в развитие традиционных технологий росписи. В декоре фарфоровых изделий появляются эклектичные сочетания различных приемов: кракелированной глазури с росписью кобальтом, глазури "бычья кровь" (глазурь темно-красного цвета) с насыщенной росписью эмалевыми красками. Однако в Цзиндэчжэне мастера продолжают производить фарфор высокого качества, хотя в росписи начинают преобладать асимметрия и блеклость тона. Еще с воцарением на китайском престоле династии Мин установился обычай ставить на фарфоровых изделиях марки, состоящие из шести, реже из четырех иероглифов, включающих название династии и девиз правления императора. Писали эти марки обычно подглазурным кобальтом, а в эпоху Цин, в исключительных случаях, – черной или красной надглазурной краской. Нередко в качестве марок мастера использовали изображения предметов из "Восьми драгоценностей" (лист артемизии, ромб) или марки с благопожелательными надписями. Необыкновенная популярность китайского фарфора на внешнем и внутреннем рынке, возрастающая с каждым годом потребность императорского двора в предметах фарфора, способствовали появлению в эпоху Цин большого количества изделий с фальшивыми марками и, прежде всего, с девизами правлений минских императоров. Объяснялось это, главным образом, коммерческими соображениями. Если же мастер, поставивший фальшивую марку, преследовал другие цели, кроме выгодной продажи (например, выполнял копию), он, как правило, допускал сознательные искажения в написании иероглифов. Многие художники XIX века, создавая реплики с произведений эпохи Мин и начала эпохи Цин, ставили на изделиях марки с девизами правления своего времени. Четырехгранная прямоугольная ваза темно-синей глазури из нашего собрания с маркой правления Гуансюй является точной копией произведений периода Цяньлун. Во второй половине XIX века из мастерских Гуанчжоу выходит большое количество экспортного фарфора в национальном стиле. Ярким примером подобного рода продукции является ваза, украшенная многоцветной сюжетной росписью с преобладанием интенсивной розовой краски и золота.

К концу XIX века в производстве фарфора все более ощущается упадок, обусловленный тяжелым экономическим положением полуколониального Китая. Утрата мастерами лучших достижений прошлого вызвала в это время появление низких по качеству изделий, в которых часто можно видеть лишь неудачное подражание старым образцам или стремление к вычурности форм и украшений. В 30-е годы ХХ века начинается некоторое оживление керамического производства. Китайские мастера фарфора постепенно возрождают утраченные в XIX веке художественные приемы. В 1950-е годы художники создают изделия с традиционными цветными глазурями: селадон, "бычья кровь", популярен декор в технике "рисовое зерно" (на высушенном, но не обожженном черепке мастер в соответствии с рисунком вырезал отверстия в форме рисового зерна, затем многократно, до 30-ти раз, покрывал изделие глазурью и помещал в печь для обжига), появившийся еще в XVIII веке, но наиболее характерный для позднецинских предметов. Во второй половине ХХ столетия продолжает развиваться керамическое производство в мастерских Исин, Шивань и других.

Среди центров художественной керамики селение Шивань в провинции Гуандун – одно из наиболее значительных. Изделия его пользовались широкой известностью уже в XVIII веке. Производство ваз и статуэток из плотной желтоватой глины, покрытых густой, брызганной или стекающей неравномерными потеками глазури различных оттенков, было связано с художественными традициями XI–XII веков. В 1950-е годы по поручению Министерства культуры Китайской Народной Республики кантонская государственная мастерская "Народное искусство" открыла в Шиване экспериментальную художественную студию, куда были привлечены лучшие местные народные скульпторы. Фигура лошади, выполненная современным шиванским мастером, лишена какой-либо стилизации и отличается большим реалистическим совершенством. Художник покрывает ее типичной для керамики Гуандуна зеленой глазурью с неровными черными и желто-коричневыми потеками, создающими особую живописность и выразительность образа. Работы талантливых гуандунских мастеров свидетельствуют о творческом подъеме в области мелкой пластики, получившей широкое распространение в современном быту китайского народа.

Таким образом, коллекция фарфора и керамики Китая в собрании НХМ РБ дает представление о некоторых аспектах развития керамического искусства этой страны. Если произведения времени правления династии Мин представлены фрагментарно, то изделия династии Цин позволяют проследить эволюцию форм и росписей к усложненности и большей декоративности. Неиссякаемая творческая фантазия современных художников, возрождение и развитие традиций прошлого отличают лучшие произведения ХХ века.

Добавлено: 20 09 2011

Новость компании:


Городской телефон:

+375 17 2274562

Магазин сварочного оборудования "АЛВИ-ТОРГ" - официальный дистрибьютор в Беларуси ряда крупнейших зарубежных производителей, полный ассортимент товаров, необходимых для безупречного выполнения сварочных работ.
Центр подологии и аппаратного педикюра "ПодологПлюс" приглашает вас на профилактику и лечение заболеваний ног. Специалисты нашего центра всегда помогут вам справиться с любым недугом. Оборудование вас приятно удивит и порадует.
СТО "Бунгало" - это закалённые опытом мастера по ТО и ремонту автомобилей, которые имеют в своём распоряжении профессиональное оборудование и все необходимые средства, которые вернут любому автомобилю былую мощь и блеск.
Агентство "Интерлингва" оказывает переводческие услуги, обеспечивая их высокое качество. Эффективность работы агенства является результатом привлечения квалифицированных переводчиков и отлаженной организации их работы.
Задать вопрос продавцу
Ваше имя:
Телефон:
Email:
Сообщение:
Не более 2000 символов